Николай Васильевич Гоголь: цитаты и высказывания писателя, биография

Николай Гоголь
Обновлено:

Если вам интересны некоторые факты из биографии такого русского писателя, драматурга, публициста, критика, классика русской литературы, как Николай Гоголь, цитаты и афоризмы из его произведений, то вы нашли то, что искали.

Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Г. Белинского и его круга, критика социально-утопическая. Но при этом писатель сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной.

Идея «Мёртвых душ» в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая». Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков.

Гоголь: цитаты из произведений

Ниже я составил для вас подборку наиболее известных высказываний, цитат и афоризмов Николая Васильевича по категориям и темам. Источник: "Сделано в Молдове 2016 - 2020 © Баласанов Андрей Гургенович"

Гоголь цитаты

Думаю, что многим понравятся высказывания этого писателя и драматурга, возможно, вы возьмете некоторые из них на вооружение и будете ими оперировать при подходящем случае. Может быть, они послужат для вас уроком, с какими-то мыслями вы согласитесь, другие же опровергните.

В любом случае, слова известного и умного человека лишними не будут. К тому же гениальные слова Гоголя, цитаты и афоризмы из его произведений помогут лучше понять его как личность. Кстати, если вам нравятся изречения каких-либо людей, напишите их в комментариях, мне будет очень интересно узнать.

О жизни и о любви

Великий писатель много размышлял о взаимоотношениях между людьми, о жизни. Он пытался объяснить, что в его понимании означает “любовь”, какая она бывает и как влияет на людей.

о любви

“Когда человек влюбится, то он всё равно что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми согни — она и согнётся.” ; “Если за любовь предлагают дружбу, меняйтесь.”

Гоголь, цитаты о жизни: “Вся дрянь лезет в голову оттого, что не работаешь.” ; “Какого горя не уносит время? Какая страсть уцелеет в неравной борьбе с ним?” ; “Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.” ; “Чему смеётесь? Над собою смеётесь!”

Гоголь: цитаты о себе, о русском языке, о России

О себе писатель говорил так: “Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным.” ; “Мои мысли, моё имя, мои труды будут принадлежать России.” 

О русском языке Гоголь выражался следующим образом: “ Русский язык — самый звучный, он живой, как жизнь и обогащается  ежеминутно.” ; “Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то и подарок.” ; “Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.”

О России: “Если русских останется только один хутор, то и тогда Россия возродится.” ; “Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот — лень.”

Афоризмы и цитаты на разные темы

про смех

Писатель и драматург в своих афоризмах и цитатах освещал самые разные темы. Из его высказываний о слабых и сильных качествах человека мне понравились следующие фразы. 

“Искусство стремится непременно к добру, положительно или отрицательно: выставляет ли нам красоту всего лучшего, что ни есть в человеке, или же смеётся над безобразием всего худшего в человеке. Если выставишь всю дрянь, какая ни есть в человеке, и выставишь её таким образом, что всякий из зрителей получит к ней полное отвращение, спрашиваю: разве это уже не похвала всему хорошему? Спрашиваю: разве это не похвала добру?”

“Весьма опасно заглядывать поглубже в дамские сердца.” ; “В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые.” ; “Поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но исходят из своего народа. Это — огни, из него же излетевшие, передовые вестники сил его.”

Краткая биография Н.В. Гоголя

Николаем будущего писателя назвали в честь Святителя Николая. Согласно семейному преданию, он происходил из старинного казацкого рода и предположительно был потомком Остапа Гоголя — гетмана Правобережного Войска Запорожского Речи Посполитой.

где родился

Николай Васильевич Гоголь появился на свет 1 апреля (20 марта по ст. ст.) 1809 года. Его родиной была Полтавская губерния, село Большие Сорочинцы Миргородского уезда. Он был сыном помещика средней руки. Образование Николай начал получать в десятилетнем возрасте, поступив в Полтавское уездное училище, затем в ходе частных уроков, а в 1821 г. уехал на Черниговщину, чтобы влиться в ряды учащихся Нежинской гимназии высших наук. 

Успехами в учебе он не блистал, что отчасти объяснялось не очень качественным уровнем организации преподавания в только что созданном учебном заведении. Изъяны в образовании компенсировались стремлением к знаниям самого Николая и его товарищей.

Ими был налажен выпуск рукописного журнала, в котором появились первые литературные ( как стихотворные, так и прозаические ) пробы пера будущего классика. Горячо интересовался молодой Гоголь и театром, зарекомендовав себя хорошим актером и декоратором.

Преисполненный больших надежд, устремлений и пока неясных планов, в декабре 1828 г. Гоголь приезжает в Санкт-Петербург. Суровая действительность, невозможность найти себя привнесли в его настрой горький оттенок разочарования.

Неудачная попытка стать актером, тяготы службы в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий и позднее — Департамента уделов делали все более привлекательной идею посвящения себя литературному творчеству.

Впрочем, в канцелярской службе были и плюсы: она позволила Гоголю изнутри познакомиться с жизнью и работой чиновников, и эта осведомленность впоследствии сослужила хорошую службу при написании произведений.

Обнаружив, что жизнь в Малороссии интересна очень многим, Гоголь вынашивал мысли о произведении, которое, с одной стороны, могло бы прийтись ко двору, а с другой — удовлетворить его потребности в литературном творчестве.

Уже в 1829 году были написаны или, по крайней мере, начаты «Майская ночь» и «Сорочинская ярмарка», в начале 1830 года в журнале «Отечественные записки» опубликован «Вечер накануне Ивана Купала».

  Зимой 1831 года инспектор Патриотического института Плетнев рекомендовал Гоголя на должность преподавателя, а в мае познакомил его с А.С. Пушкиным. Это событие стало поистине судьбоносным в биографии прозаика, оказав на него как на человека и на писателя огромное влияние. 

В 1834 г. молодой Гоголь становится адъюнктом по кафедре истории Петербургского университета и входит в круг лиц, идущих в авангарде отечественной художественной литературы. Он воспринимал свое служение Слову как высочайший нравственный долг, который необходимо свято исполнять. Этот период стал самым напряженным в его литературной деятельности.

В 1830-1832 гг. выходят «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые приносят их автору громкую славу.

  Укрепили репутацию Гоголя как блестящего писателя сборники «Арабески» и «Миргород», опубликованные в 1835 году. Знакомство с ними позволило В. Белинскому присвоить Гоголю статус «главы литературы, главы поэтов». Литературное творчество становится главным и единственным занятием писателя с лета 1834 года.

В этом же году был задуман «Ревизор», причем фабула произведения была подсказана Пушкиным (та же история повторилась затем с «Мертвыми душами»). В 1836 г. Александрийский театр поставил «Ревизора», однако снижение социальной остроты при перенесении его на сцену принесло автору разочарование.

Накопившееся за несколько лет огромное напряжение физических и моральных сил привели писателя к мысли предпринять путешествие за границу, чтобы отдохнуть.

Почти десяток лет, не считая недолгих перерывов, он провел в различных городах Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Чехии. Пребывание за пределами родины, с одной стороны, успокоило, напитало новыми впечатлениями и силами, но с другой — в его душе вызревали перемены, которые впоследствии приобрели фатальный, роковой характер.

Оказавшись весной 1837 г. в Риме, городе, который он полюбил, как свою вторую родину, Николай Васильевич начинает работать над «Мертвыми душами», которые были задуманы в 1835 году. В 1841 г. работа над первым томом закончена, и осенью Гоголь возвращается в Россию, чтобы опубликовать свои труды. С трудом автор получает добро на «Мертвые души» и публикует их в Москве в 1842 году.

в Риме

Летом автор поэмы снова отбыл за границу, переезжая из страны в страну, из города в город. Главные изменения совершались, между тем, в его внутреннем мире. Гоголь считал себя создателем чего-то провиденциального, видел в себе мессию, призванного обличать пороки людей и в то же время совершенствоваться самому, и для него этот путь лежал через религию.

Разразившийся в 1845 г. тяжелый душевный кризис сподвигает Гоголя написать завещание и сжечь рукопись второго тома поэмы «Мертвые души». Пережив это страшное состояние, писатель в знак избавления от погибели принимает решение постричься в монахи, но ему не удается реализовать эту идею. И тогда он приходит к мысли о служении богу на литературном поприще.

Мысль собрать все написанное в последние годы была реализована в виде книги «Выбранные места из переписки с друзьями», изданной в 1847 г. в Санкт-Петербурге. Из-за менторского, надменного тона, нечеткости идейной позиции, нежелания присоединяться к западникам и славянофилам, которые в 1840-ых гг. активно оспаривали друг у друга право на истину, «Выбранные места» остались непонятыми и осужденными.

Тяжело переживая провал, Гоголь искал утешение в религии, считал необходимым продолжать работать только после поездки по святым местам. В очередной раз в биографии писателя начинается период пребывания за границей. В конце 1747 г. местом жительства для него стал Неаполь, и оттуда в начале 1848 г. он совершил паломничество в Палестину.

Иерусалим

Весной 1848 г. состоялось окончательное возвращение Н.В. Гоголя в Россию. Работа над вторым томом «Мертвых душ» была продолжена на фоне интенсивной внутренней борьбы. Здоровье писателя, между тем, с каждым днем ухудшалось. Смерть его доброй знакомой Хомяковой произвела на него крайне тягостное впечатление и обострила страх собственной близкой кончины.

С 5 февраля Гоголь перестает выезжать из дому, начинает с особым рвением молиться и говеть, хотя время Великого Поста еще не наступило. В ночь с 11 на 12 февраля (по ст. ст.) 1852 года писатель сжигает свои труды, среди которых были и рукописи «Мертвых душ».

18 февраля он окончательно слег и перестал принимать пищу, отказывался от предлагаемой помощи врачей и друзей, которые тщетно пытались исправить ситуацию. 20 февраля медики, собравшиеся на консилиум, приняли решение лечить Гоголя принудительно, однако это только лишило его последних сил — уже к вечеру он был в беспамятстве, а 21 февраля (4 марта по н. ст.) утром умер.

Его похоронили в Москве, на кладбище Данилова монастыря, который в 1930 г. был закрыт. 1 мая 1931 г. могила Гоголя была вскрыта с последующим перенесением останков на Новодевичье кладбище.

Существует не подтвержденная официально информация о том, что Гоголь был похоронен спящим летаргическим сном, т.е. его настигла участь, которой он всегда опасался. Смерть великого писателя окружена шлейфом мистики, как, впрочем, и его жизнь, и не понятые многими устремления мятущейся души.

Основные выводы

Получился рассказ о гениальных мыслях великого русского писателя,  рассказ о его жизненном пути. Н.В. Гоголь, цитаты и афоризмы которого передают всю глубину, проницательность и остроумие этого человека, прославил себя и свою Родину на весь мир.

Гоголя с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания, волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным.

С ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х годах, сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала.

_________________________________

Не надоел я Вам ещё? Подпишитесь, пожалуйста, на рассылку новостей моего блога. Жмите сюда: »»» Если в процессе чтения у вас появились вопросы или родились какие-то мысли, то напишите в комментариях, и мы обязательно их обсудим. Я на все постараюсь ответить.

Спросите! Вопрос — это суперсила, которую я прошу вас использовать. Почему? Потому что, если вы не спросите, вы упустите нечто важное, вы проиграете игру до её начала. Желаю вам всего наилучшего, ваш Владимир.

Понравилась статья? Поделись!

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение

Яндекс.Метрика