Лев Толстой | Афоризмы и цитаты, крылатые выражения, биография

Лев Николаевич Толстой
Обновлено:

Здравствуйте, уважаемые посетители моего онлайн-дневника! Если Вам интересна некоторая информация о Льве Николаевиче Толстом, величайшем русском писателе, его цитатах и афоризмах, то я сейчас шаг за шагом её предоставлю по темам, и Вы наверняка остановитесь на том, что Вам придется по душе.

Афоризмы — едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений.

Лев Николаевич Толстой — один из наиболее известных русских писателей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, мыслитель. Толстой родился в имении Ясная Поляна, расположенном в Тульской губернии, 9 сентября (28 августа по ст. ст.) 1828 г. Он стал четвертым ребенком в семье графа Н.И. Толстого и княгини М.Н. Волконской. Общим предком Льва Толстого и Пушкина был адмирал Иван Головин, помогавший Петру I создавать русский флот.

Наиболее известны такие произведения Толстого, как романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», повести «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат», цикл очерков «Севастопольские рассказы», драмы «Живой труп», «Плоды просвещения» и «Власть тьмы», автобиографические религиозно-философские произведения «Исповедь» и «В чём моя вера?».


Краткая биография Льва Николаевича Толстого

Лев Толстой

Лев Николаевич Толстой родился в имении Ясная Поляна, расположенном в Тульской губернии, 9 сентября (28 августа по ст. ст.) 1828 года. Будучи четвертым ребенком в семье графа Н.И. Толстого и княгини М.Н. Волконской, Лев рано остался сиротой и воспитывался дальней родственницей Т А. Ергольской. Детские годы остались в памяти Льва Николаевича как счастливая пора.

Вместе с семьей 13-летний Толстой переехал в Казань, где жила его родственница и новая опекунша П.И. Юшкова. После получения домашнего образования Толстой становится студентом философского факультета (отделения восточных языков) Казанского университета. Учеба в стенах этого учреждения продолжалась менее чем два года, после чего Толстой вернулся в Ясную Поляну.

Осенью 1847 г. состоялся переезд Льва Толстого сначала в Москву, позднее в Петербург — для сдачи университетских кандидатских экзаменов. Эти годы его жизни были особенными, приоритеты и увлечения сменяли друг друга как в калейдоскопе. Напряженная учеба уступала место кутежам, азартным играм в карты, страстному интересу к музыке.

Толстой то хотел стать чиновником, то видел себя в конногвардейском полку юнкером. В это время он наделал массу долгов, рассчитаться с которыми удалось лишь через многие годы. Тем не менее этот период помог Толстому лучше понять себя, увидеть свои недостатки. В эту пору у него впервые возникло серьезное намерение заниматься литературой, он начал пробовать себя в художественном творчестве.

Спустя четыре года после ухода из университета Лев Толстой поддался уговорам старшего брата Николая, офицера, уехать на Кавказ. Решение пришло не сразу, но посодействовал его принятию крупный проигрыш в карты. Осенью 1851 г. Толстой оказался на Кавказе, где на протяжении почти трех лет проживал на берегу Терека в казачьей станице.

Впоследствии он был принят на военную службу, участвовал в военных действиях. В этот период появилось первое опубликованное произведение: журнал «Современник» в 1852 г. напечатал повесть «Детство». Она являлась частью задуманного автобиографического романа, для которого впоследствии были написаны повести «Отрочество» (1852-1854) и сочиненная в 1855-1857 гг. «Юность»; часть «Молодость» Толстой так и не написал.

Получив в 1854 г. назначение в Бухарест, в Дунайскую армию, Толстой по личной просьбе был переведен в Крымскую армию, сражался в качестве командира батареи в осажденном Севастополе, получив за доблесть медали и орден св. Анны. Война не помешала продолжить занятия на литературном поприще: именно здесь были написаны и на протяжении 1855-1856 гг. публиковались в «Современнике» «Севастопольские рассказы», имевшие огромный успех и закрепившие за Толстым репутацию видного представителя нового поколения писателей.

Осенью 1856 г. он вышел в отставку и после недолгого проживания в Ясной Поляне в 1857 г. уехал за границу, но уже осенью этого года возвратился в Москву, а потом к себе в имение. Разочарование в литературном сообществе, светской жизни, неудовлетворенность творческими достижениями привели к тому, что в конце 50-ых гг. Толстой принимает решение оставить писательский труд и отдает приоритет деятельности на поприще просвещения.

Возвратившись в Ясную Поляну в 1859 г., он открывает школу для детей крестьян. Это занятие вызвало у него такой энтузиазм, что он даже специально ездил за границу с целью изучения передовых педагогических систем. В 1862 г. граф начал издавать журнал «Ясная Поляна» педагогического содержания с приложениями в виде детских книг для чтения.

Просветительская деятельность была приостановлена в связи с важным событием в его биографии - женитьбой в 1862 г. на С.А. Берс. После венчания Лев Николаевич перевез молодую супругу из Москвы в Ясную Поляну, где его полностью поглощают семейная жизнь и домашние заботы. Только в начале 70-х гг. он ненадолго вернется к просветительской работе, напишет «Азбуку» и «Азбуку новую».

Осенью 1863 г. у него возник замысел романа, который в 1865 г. будет напечатан в «Русском вестнике» как «Война и мир» (первая часть). Произведение вызвало огромный резонанс, от общественности не ускользнуло мастерство, с которым Толстой нарисовал масштабное эпическое полотно, сочетая его с поразительной точности психологическим анализом, вписал частную жизнь героев в канву исторических событий.

Роман-эпопею Лев Николаевич писал до 1869 г., а на протяжении 1873-1877 гг. трудился над еще одним романом, вошедшим в золотой фонд мировой литературы, — «Анна Каренина». Оба этих сочинения прославили Толстого как величайшего художника слова, но сам автор в 80-ых гг. теряет интерес к литературной работе. В его душе, в мировоззрении происходит серьезнейший перелом, и в этот период ему не раз приходит мысль о самоубийстве.

Терзавшие его сомнения и вопросы привели к потребности начать с изучения богословия, и из-под его пера начинают выходить сочинения философско-религиозного характера: в 1879-1880 - «Исповедь», «Исследование догматического богословия»; в 1880-1881 гг. - «Соединение и перевод Евангелий», в 1882-1884 гг. - «В чем моя вера?». Параллельно богословию Толстой изучал философию, анализировал достижения точных наук.

Внешне перелом в его сознании проявлялся в опрощении, т.е. в отказе от возможностей обеспеченной жизни. Граф переодевается в простонародную одежду, отказывается от пищи животного происхождения, от прав на свои произведения и от состояния в пользу остальных членов семьи, много работает физически.

Его мировосприятие характеризуется резким неприятием общественной элиты, идеи государственности, крепостного права и бюрократии. Они сочетаются со знаменитым лозунгом непротивления злу насилием, идеями всепрощения и вселенской любви.

Перелом нашел отражение и в литературном творчестве Толстого, которое приобретает характер обличения существующего положения вещей с призывом к людям действовать по велению разума и совести. К этому времени относятся его повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол», драмы «Власть тьмы» и «Плоды просвещения», трактат «Что такое искусство?».

Красноречивым свидетельством критического отношения к духовенству, официальной церкви и ее учению стал опубликованный в 1899 г. роман «Воскресение». Полное расхождение с позицией православной Церкви обернулось для Толстого официальным отлучением от нее; это произошло в феврале 1901 г., и решение Синода привело к громкому общественному резонансу.

На рубеже XIX и XX вв. в художественных произведениях Толстого превалирует тематика кардинальных жизненных перемен, ухода от прежнего образа жизни («Отец Сергий», «Хаджи-Мурат», «Живой труп», «После бала» и др.). Сам Лев Николаевич также пришел к решению поменять жизненный уклад, жить так, как он хотел, сообразно теперешним взглядам.

В возрасте 82 лет втайне от домочадцев осенней ночью 1910 г. Толстой уходит из Ясной Поляны; его спутником был личный врач Маковицкий. В дороге писателя настигла болезнь, вследствие чего они вынуждены были сойти с поезда на станции Астапово. Здесь его приютил начальник станции, и в его доме прошла последняя неделя жизни писателя с мировым именем, известного в том числе в качестве проповедника нового учения, религиозного мыслителя.

За его здоровьем следила вся страна, а когда он 10 ноября (28 октября по ст. ст.) 1910 г. скончался, его похороны превратились в событие общероссийского масштаба.

могилка

10 (23) ноября 1910 года Л. Н. Толстой был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми. Когда гроб с покойным опускали в могилу, все присутствующие благоговейно преклонили колени.

Коллекция цитат Льва Толстого по темам

В этой главе сделал подборку наиболее известных высказываний, цитат и афоризмов Толстого. Информацию подаю по категориям и темам. Источник: "Сделано в Молдове 2016 - 2020 © Баласанов Андрей Гургенович"

О доброте

Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.
Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру.
Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные.
Живут лишь те, кто творит добро.
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.
Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой.

О жизни

Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача — внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним.
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать… и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость.
Благо людей в жизни. А жизнь в работе.
Для того чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете.
Ценность жизни обратно пропорциональна квадрату расстояния до смерти.
Для того чтобы продолжать жить, зная неизбежность смерти есть только два средства; одно — не переставая так сильно желать и стремиться достижению радостей этого мира, чтоб всё время заглушать мысль о смерти, другое — найти в этой временной жизни, короткой или долгой, такой смысл, который не уничтожался бы смертью.
Жизнь есть неперестающее изменение: ослабление плотской и усиление, увеличение духовной жизни.
Жизнь истинная — есть только та, которая продолжает прошедшую, содействует благу жизни современной и благу жизни будущей.
Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только потому, что ум твой ложно направлен.
Только тогда легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя.

о жизни о должном

О браке

Брак истинный только тот, который освещает любовь.
Жениться надо никак не по любви, а непременно с расчетом, только понимая эти слова как раз наоборот тому, как они обыкновенно понимаются, то есть жениться не по чувственной любви и по расчету где и чем жить, а по тому расчету, насколько вероятно, что будущая жена будет помогать, а не мешать мне жить человеческой жизнью.

О войне

Война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все равно самый худший грех в мире.
Последствиями войны всегда будут всеобщее бедствие и всеобщее развращение.

О воспитании

И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить.
Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти.

О знаниях

Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.
Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь.
Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло мира.
Знание без нравственной основы — ничего не значит.
Знание — орудие, а не цель.
Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека.

о просвещении о мудрости

Об искусстве

Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке.
Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем.
Много нужно для искусства, но главное — огонь!
В искусстве все чуть-чуть.

О любви

Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь.
Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастья делает счастье.
Любить — значит жить жизнью того, кого любишь.
Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остаётся.
Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику.
Главное — ни на минуту из-за любви супружеской не забывать, не утрачивать любви и уважения как человека к человеку.
Истинная любовь сама в себе чувствует столько святости, невинности, силы, предприимчивости и самостоятельности, что для нее не существует ни преступления, ни препятствий, ни всей прозаической стороны жизни.
Любовь не может быть вредной, но только бы она была любовь, а не волк эгоизма в овечьей шкуре любви.

о любви о браке

О людях

Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?
Все люди живут и действуют отчасти по своим мыслям, отчасти по мыслям других людей. В том, насколько люди живут по своим мыслям и насколько по мыслям других людей, состоит одно из главных различий людей между собою.
Люди часто гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.
Общественный прогресс истинный — в большем и большем единении людей.
Надо пользоваться всяким случаем, чтобы доставить людям радость, но людям надо также стараться о том, чтобы радовали их не пустяки, а важные вещи.
Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.
Люди, которые признают войну не только неизбежной, но и полезной и потому желательной, — эти люди страшны, ужасны своей нравственной извращенностью.
Зло войны и благо мира до такой степени известны людям, что с тех пор, как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было приветствие «мир вам».
Люди различаются тем, что одни прежде думают, потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

О разном

У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.
Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.
Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство.
Как ни неприятнее для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде.
Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи.
Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.
Ежели бы человек не желал, то и не было бы человека. Причина всякой деятельности есть желание.
Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям.
Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления — нет жизни.
Величайшие истины — самые простые.
Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. Так же и в книгах.
Не красота вызывает любовь, а любовь заставляет нас видеть красоту.
Часто слышишь, что молодежь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества.
Люди учатся, как говорить, а главная наука — как и когда молчать.
Мудрость во всех житейских делах, мне кажется, состоит не в том, чтобы узнать, что нужно делать, а в том, чтобы знать, что делать прежде, а что после.
Есть такие минуты, когда мужчина говорит женщине больше того, что ей следует знать о нем. Он сказал — и забыл, а она помнит.
Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать.
Сумасшедшие всегда лучше, чем здоровые, достигают своих целей. Происходит это оттого, что для них нет никаких нравственных преград, ни стыда, ни справедливости, ни даже страха.
Пессимизм — глупость дурного тона. Мне всегда хочется сказать пессимисту: если мир не по тебе, не щеголяй своим неудовольствием, покинь его и не мешай другим.
Только бы верили люди, что сила не в силе, а в правде, и смело высказывали бы ее.
Когда тебя предали — это все равно, что руки сломали. Простить можно, но вот обнять уже НИКОГДА не получится.
Девять десятых из всего числа преступлений, пятнающих человечество, совершены под влиянием вина.
Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему.
Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают».
Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, — быть полезным и иметь спокойную совесть.
Старость — самая большая неожиданность в жизни.
В одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.
Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.
Кто научился размышлять, тому трудно веровать.
Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня, и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.

об уме

Вот такая получилась коллекция, которая передаёт всю глубину, проницательность и остроумие этого гениального человека, прославившего и себя, и свою страну на весь мир.

Вывод

Влияние Толстого, его идейной платформы и художественной манеры на развитие реалистического направления в мировой литературе сложно переоценить. В частности, его воздействие прослеживается в произведениях Э. Хемингуэя, Ф. Мориака, Роллана, Б. Шоу, Т. Манна, Дж. Голсуорси и других выдающихся деятелей мировой литературы.


Не надоел я Вам ещё? Подпишитесь, пожалуйста, на рассылку новостей моего блога, может что-нибудь пригодится из моих статeек. Жмите сюда -->

Надеюсь, вам моя статья понравилась. Если появились вопросы или родились какие-то мысли, то обязательно напишите их в комментариях, обсудим. Я на все вопросы постараюсь ответить. Всего Вам наилучшего, ваш Владимир.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждого 1 и 15 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO или HP

Подробно: ibook.pro/konkurs

LENOVO или HP от 40-50 т.р., 8-16ГБ DDR4, SSD, экран 15.6", Windows 10

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение

Яндекс.Метрика